Озеленение территории учебных заведений
Учебные заведения высшего и среднего профессионального образования являются частью планировочной структуры города, организуются в специализированные территориальные комплексы, обособленные от жилой и промышленной застройки. Территории учебных заведений являются строго ограниченного пользования, имеют специальную пропускную систему для въездов автотранспорта и проходные для посетителей.
В состав сети учебных учреждений входят:
- университеты (общего, политехнического, архитектурно-строительного профиля и др.);
- академии (аграрные, лесотехнического и архитектурного профиля);
- институты физической культуры;
- колледжи и техникумы.
Для строительства учебных заведений по существующим нормативам необходимы крупные земельные участки площадью 10...50 га и более. Во многих городах контингент учащихся существенно влияет на состав градообразующих кадров, которые составляют 3...5 % от общей численности населения города.
В специализированных университетских городах высшие учебные заведения являются основным градообразующим фактором. При разработке генеральных планов городов определяется потребность в участках земли для обслуживающих учреждений и предприятий, размещенных в самостоятельных зданиях.
Расчетная потребность в тех или иных учреждениях и предприятиях и необходимая для их размещения территория, га, устанавливаются в соответствии с существующими нормами и правилами (по СНиП 2.07.01-89*) из расчета на 1000 чел.:
Средние профессиональные учебные заведения
до 300 чел..........................................................................................4,5
более 300 чел.....................................................................................3,0
Университеты, политехнические, технические
и сельскохозяйственные институты с числом
учащихся:
до 5000чел............................................................................................10,0
более 5000 чел................................................9,0 (но не менее 50 га на объект)
Вузы гуманитарные, медицинские (без учета клиник)...............................10,0
Вузы физической культуры.....................................................................20,0
В нормы площади участков средних специальных и высших учебных заведений не входят полигоны, учебные поля, ботанические сады озеленения и др.
На территориях средних специальных учебных заведений площадью от 1,35 до 4,0 га предусматривается размещение спортивного ядра и спортивных площадок, гимнастического городка и небольшого сквера для кратковременного отдыха. При объединении учебных заведений в единые комплексы со смежными территориями проектируют одно спортивное ядро на два учреждения.
Участки для высших учебных заведений необходимо отводить на периферии города или в пригородной зоне с учетом возможности комплексного размещения учебных заведений, лабораторий, опытных цехов, физкультурных и спортивных сооружений, а также жилых домов, общежитий и культурно-бытовых учреждений для профессорско-преподавательского состава и студентов. Если в городе находится несколько высших учебных заведений, то их иногда территориально объединяют в так называемые вузовские центры. Их архитектурно-планировочным центром является площадь с дворцами науки, гостиницами, общежитиями, библиотекой, рестораном, магазинами, домами быта. Необходимо создать эстетически полноценную среду социально-психологического комфорта.
Вход в здание обычно фиксируется осевой композицией сквера, площадкой с декоративным покрытием из плит, фонтаном, скульптурой, цветником. Предусматривают кратчайшие и деловые транзиты от остановок транспорта к учебному заведению.
Хозяйственную зону размещают вблизи пищеблока и максимально изолируют древесными зелеными насаждениями.
При разработке проекта озеленения территории высшего учебного заведения у доминирующего здания главного учебного корпуса с ректоратом предусматривают парадный сквер с учетом архитектуры здания и его окружения. В проекте озеленения территории акцентируют деловые транзиты, ведущие к главному входу здания, который часто оформляют цветниками, фонтанами, скульптурой. Все здания вуза соединяют удобными и кратчайшими дорогами. Ландшафтная организация территории должна предусматривать мемориальную зону с включением памятных аллей, исторических посадок, площади ученых (художников и др.), работавших в институте.
Мемориальная зона может быть центром ландшафтной композиции территории комплекса, решенным в едином ключе с парадным сквером у главного учебного корпуса или зоной, выделенной среди парковых зеленых насаждений, или представлена рядом памятных знаков на различных участках парковой территории. Оформление озеленения территории мемориальных объектов должно отличаться выразительностью и строгостью решения. При этом используют регулярные приемы парковых ландшафтных композиций, тщательно подбирают ассортимент растений.
В озеленении территории рекомендуется древесные растения, обладающие длительным или круглогодичным декоративным эффектом: сосны, ели, пихты, можжевельники, туи или плакучие формы хвойных и лиственных пород. Например, вяз шершавый (форма плакучая) декоративен и без листвы в осенне-зимний период. При ландшафтном проектировании озеленения территории следует использовать стриженные шпалеры, живые изгороди, красивоцветущие деревья и кустарники, цветочные травянистые культуры.
На территории аграрных и лесотехнических вузов располагают экспериментальные базы, включающие в себя станции механизации, дендрарии, питомники, учебно-опытные поля, оранжерейно-цветочное хозяйство, цветочное хозяйство открытого грунта, парковую территорию как предмет изучения ландшафтного искусства и озеленения территории.
Следует иметь ввиду, что на территориях университетов и академий творческого профиля (искусств, архитектурных, строительных, театральных, киноискусства и др.) имеются мастерские различного типа (мозаичные, скульптурные, живописно-монументального искусства, макетные). Все сооружения необходимо объединить в единую планировочную ландшафтную композицию озеленения территории.
Парковая территория при вузах, как правило, используется не только сотрудниками и студентами вузов. На территории парка размещают спортивную зону: площадки для тенниса, волейбола, баскетбола, детские игровые зоны, зоны тихого отдыха. Планировочно территорию парка необходимо формировать согласно общим закономерностям ландшафтного искусства и озеленения территории в соответствии с местными природными условиями.
Примерный баланс территории вуза (за исключением застройки),
% от общей площади объекта
Зона спортивная............................................................................15...25
Учебно-опытная зона.....................................................................30...40
Парковая зона...............................................................................45...50
Хозяйственная зона....................................................................... 5...10
Парковая зона включает в себя мемориальные участки, участки тихого отдыха, детские игровые площадки. Процентное соотношение зон меняется в зависимости от профиля университета.
Примером учебного заведения является выдающийся памятник архитектуры - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Университетский комплекс и его ландшафтная организация озеленения территории являются неотъемлемой частью общей планировки и архитектурных ансамблей Москвы, входит в систему озеленения территории и планировки всего прилегающего района. На территории комплекса университета представлены все виды объектов озеленения территории - от скверов и парков, бульваров до парадных партеров и лесопарка. Являясь живописным обрамлением отдельных зданий и всего университетского комплекса в целом, объединяя его в единый архитектурный ансамбль, древесно-кустарниковые и травянистые растения, газоны в то же время служат и научным целям университета.
Примерное соотношение планировочных элементов
территории университета, га
Застройка....................................................................................9,0
Проезды и площади......................................................................32,0
Озелененные территории..............................................................184,0
Ботанический сад.........................................................................31,1
Водоемы.......................................................................................2,0
Внутренние дворы и хозяйственные площади..................................42,0
Общая площадь.............................................................................300,0
В настоящее время территория МГУ трансформируется в связи с появлением огромного здания Центральной библиотеки и возведением новых учебных корпусов.