Классификация карликовых деревьев
Японцы любят карликовое дерево как символ другой эмоциональной особенности – их прирожденной любви к природе, причем не столько к дикой и нетронутой природе, сколько к тем умиротворяющим аспектам настроения, которые возникают при созерцании. Так, скалистое, подверженное штормам морское побережье менее излюблено, чем тихое, затененное озеро. Спокойная вершина Фудзи, покрытая снегом, окруженная облаками и созерцаемая через цветущую вишневую ветвь, полная ясная луна на фоне темного неба, сосны, обрамляющие светлый песчаный берег, серебристые метелки тростника, трепещущие под осенним морским ветерком – бризом, мерцание светлячков над рекой Камо, кваканье лягушек в тихом пруду – все эти проявления природы особенно остро воспринимаются японцами.
Отсюда и японский сад: не заросли травяного газона с цветочными клумбами и цветущими кустами, а копия природы, пусть даже в значительной степени цивилизованная и традиционная (чтобы не сказать стандартная копия), образно говоря, - природа с ее «причесанными волосами и начищенными ботинками». Деревья с замшелыми корнями, величественные монолитные камни, маленькие водопады, низвергающиеся с обрыва, созданного руками человека, в искусственное, неправильной формы озеро с островками. Все так тщательно соразмерено и распланировано, что взор неоднократно возвращается к этому пейзажу. И хотя пейзаж покрывает едва лишь один акр (0,4 га), он создает иллюзию безграничного пространства. Если японец имеет в своем распоряжении крошечный участок, пусть даже не идеально расположенный, он обязательно должен заложить сад. Автор описывает один такой на окраине довоенного Токио. Этот участок, расположенный перед баром, был менее чем два шага в ширину и пять шагов в длину, но владелец ограничил его растущим бамбуком и молодой сосной, узкой, покрытой галькой дорожкой, пересекающейся с аллеей-тупиком. Во время его созерцания неоновое освещение бара, уличные фонари, шумная улица Гиндза и убогий квартал – все исчезает в спокойных звездах и шелесте лесного ветра.
Лозунг современной американской архитектуры «на открытый воздух» - это только вариант того что японцы применяют уже в течение сотен лет. Точнее говоря, внутренняя часть японских помещений выходит за свои пределы. Теплой летней ночью в японском доме двери открыты в сад, комната свободна от отвлекающих внимание плоскостей и углов, стульев и столов, освещенные луной черные и белые пятна пола сочетаются с мягкими тенями деревьев и камней.
Еще, более прекрасное эстетическое наслаждение дает подобное зрелище зимним вечером, когда снег искрится в лунном свете, деревья, покрытые шапками снега и укутанные соломой от мороза, бросают глубокие тени в темноту, а свеча, мерцающая в старом каменном фонаре, располагает к человеческой любви и дружеской беседе. Но такой сад приемлем только для терпеливых, которых любовь к наземной красоте возвышает над земной действительностью озябших рук и прихваченного морозом носа.
Не имея возможности развести сад с декоративными деревьями нормальных размеров, японец (для эстетического наслаждения) обращается с карликовым деревьям. Однако и люди, у которых есть такой сад, все же любят карликовое дерево как произведение искусства, являющееся в то же время приятным другом. Действительно, наиболее миниатюрные деревья (высотой 5,1-7,6 см) в вазончиках всего в два или три дюйма могут быть использованы для близких перевозок и очень напоминают букет для дамы.
Таким образом, карликовое дерево, как было сказано раньше, имитирует природу, однако при этом оно должно превосходить ее в эстетическом эффекте и умиротворяющем воздействии спокойного созерцания, которых природе, отвергающей декорацию и неразборчивой в деталях, в большинстве случаев не хватает для достижения полного совершенства. С философской точки зрения, если смотреть шире и глубже, японцу необходимо его дерево, в которое он вкладывает так много нежного, терпеливого мастерства, что это наводит на мысль о том, что красота и истина постигаются не сразу.
Значительная часть деревьев соответствует определенным обстоятельствам и сезонам.
Согласно одной теоретической школе существует десять типов карликовых деревьев:
- вечнозеленые, имеющие декоративный эффект в течение четырех сезонов;
- наиболее красивые при весеннем цветении;
- цветущие летом;
- расцветающие осенью;
- цветущие в зимнее время и озаряющие и вдохновляющие при снеге;
- деревья и растения, чья главная красота в распускающейся весной нежной листве;
- деревья, восхищающие летом своей прохладной густой зеленью;
- деревья, замечательная красота которых в изменяющейся и пышной осенней окраске;
- деревья, плодоносящие весной, летом и осенью;
- деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им большое преимущество зимой, когда сброшена листва.
Если некоторые деревья одинаково привлекательны в течение двух сезонов, то лишь немногие могут быть надлежаще представлены на протяжении всего года. Это обстоятельство, однако, не огорчает японца. Он не верит в то, что можно сохранить для постоянного обозрения предметы даже самой необычайной красоты. Для одних предметов это неестественно, для других – неприемлемо. Весенние явления так же неуместны осенью, как падуб, смешанных в букете с июньскими розами.
Состоятельный японец имеет возможность приобрести картины за сотни или тысячи долларов, но он никогда не заполнит ими все стены, как это делают многие наши коллекционеры. Японцы предпочитают держать картины в подвале и только на некоторое время вывешивают по одной в комнате соответственно случаю или сезону. Подобно этому садовод выращивает свои замечательные хризантемы в горшках в укромном месте, чтобы представить для обозрения только тогда, когда их цветение достигнет совершенства. Точно так же, вне поля зрения, он содержит и свои карликовые деревья, хотя и добросовестно заботится о них, пока они не приобретут хороший вид.
Приведенный выше перечень десяти типов деревьев – только одна из многих классификаций. По другому методу деревья распределяют на категории согласно декоративному типу, который они представляют. Таких категорий шесть:
- одиночное дерево наклоненное или вертикально растущее;
- два дерева, как бы растущие от одного ствола;
- группа из нескольких деревьев, имитирующая лесную поляну или лес;
- деревья с высоко поднятыми корнями;
- деревья, резко изогнутые книзу, как бы свисающие со скалы;
- деревья с корнями, оплетающими камень.